Ислам, вера и чистосердечие

Сообщается, что Умар, да будет доволен им Аллах, сказал:
«(Однажды) когда мы находились в обществе посланника Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), к нам неожиданно подошёл какой-то человек в ослепителъно белых одеждах с иссиня чёрными волосами , по виду которого нельзя было сказать, что он находится в пути, и которого никто из нас не знал .

Он сел напротив пророка, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), так, что колени их соприкоснулись, положил руки себе на ноги и сказал:

"О Мухаммад, поведай мне об исламе".
Посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:
"(Суть) ислама заключается в том, чтобы ты засвидетельствовал, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад - посланник Аллаха, совершал молитвы, давал закят, соблюдал пост во время рамадана и совершил хаджж к Дому, если сумеешь сделать это".

(Этот человек) сказал:
"Ты сказал правду",



- а мы подивились тому, что он задаёт пророку, (салляллаху ‘алейхи уа саллям) вопросы и подтверждает правдивость его слов.

(Потом) он сказал: "А теперь поведай мне о вере".

(Посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям),) сказал:
"(Суть веры заключается в том,) чтобы ты уверовал в Аллаха, и в Его ангелов, и в Его Писания, и в Его посланников и в Последний день, а (также в том, чтобы) уверовал ты в предопределённость как хорошего, так и дурного",

- (и этот человек снова) сказал: "Ты сказал правду".
(Потом) он сказал: "Поведай мне о чистосердечии' ".

(Посланник Аллаха, салляллаху ‘алейхи уа саллям,) сказал:
"(Суть чистосердечия в том,) чтобы ты поклонялся Аллаху так, будто видишь Его, а если ты Его не видишь, тo, ( помня о том, что) Он, поистине, видит тебя".
(Потом) он сказал. "(А теперь) поведай мне об этом Часе".
Посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:
"Тот, кого спрашивают о нём, знает не больше задающего вопрос".
Он сказал: "Тогда поведай мне о его признаках ".
Посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:
" (Признаком приближения этого Часа станет то, что) рабыня породит свою госпожу, и то, что ты увидишь, как босые, нагие и неимущие пастухи овец будут стараться превзойти друг друга по высоте своих жилищ".
А потом (этот человек) ушёл, когда же прошло некоторое время, посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), спросил:
"О Умар, известно ли тебе, кто задавал эти вопросы?"
Я сказал: "Аллах и посланник Его знают об этом лучше ".
(Тогда) он сказал: "Поистине это - Джибрил, явившийся к вам, чтобы научить вас вашей религии. "»
(Муслим, Ат-Тирмизи, Абу Дауд, ан-Наса'и.)


ВАЖНОСТЬ ЭТОГО ХАДИСА

Ибн Дакик аль-'Ид сказал:
"Это - великий хадис, в котором говорится обо всех предназначениях явных и тайных дел. Все шариатские науки восходят к нему и ответвляются от него, поскольку в целом он заключает в себе знание сунны и является как бы матерью сунны (умму-с-сунна). Точно также "Аль-Фатиху" называют "матерью Корана" (умму-ль-Куран) по той причине, что в целом она заключает в себе весь смысл Корана ".
Этот хадис известен со слов большого количества передатчиков, так как восходит он к восьми из числа благородных сподвижников пророка, (салляллаху ‘алейхи уа саллям). Ими являются: Абу Хурайра, Умар, Абу Зарр, Анас, Ибн Аббас, Ибн Умар, Абу Амир аль-Аш'ари и Джарир аль-Баджали, да будет доволен ими Аллах.

ПОНИМАНИЕ ЭТОГО ХАДИСА И ТОГО, К ЧЕМУ ОН НАПРАВЛЯЕТ


• 1. Необходимо следить за своей одеждой и внешним видом.
Прежде чем зайти в мечеть или принять участие в собрании стремящихся к знанию желательно одеть чистую одежду. Присутствуя на таких собраниях и встречаясь с улемами, необходимо соблюдать правила приличия, что же касается Джибрила, мир ему, то он пришёл к людям, чтобы учить их как с помощью своих поступков и внешнего вида, так и с помощью своих слов.

(также упоминание одежды Джибраиля(ас) служит тому,чтобы отбросить сомнения в том,что это был действительно Джибриил(ас),т.е. ангел,который разговаривал с пророком(асс),т.к.Аравия в то время представляла собой пустыню и невозможно,чтобы человек прошел хотя бы немного,чтобы его одежда и волосы не покрылись пылью и не изменила цвета!А слова:"никто из нас не знал " указывают на то,что он(если бы был человеком)был не из их мест и должен был пройти очень длинный путь..)

• 2. Что такое ислам?

Слово "ислам" означает повиновение и покорность Аллаху Всевышнему.
С точки зрения шариата ислам основывается на пяти столпах:
- свидетельстве о том, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад - посланник Аллаха;
- своевременном совершeнии молитв, что подразумевает собой соблюдение всех необходимых условий и выполнение всех её столпов, полностью следуя в этом примеру пророка, (салляллаху ‘алейхи уа саллям),
- выплате закята,
- соблюдении поста во время рамадана,
- совершении хаджжа к Священному Дому раз в жизни для тех, кто будет иметь возможность сделать это, сумеет раздобыть необходимые припасы и средства передвижения для путешествия и сможет оставить достаточно средств на расходы своей семье.

• 3. Что такое вера?

В арабском языке слово "вера" (иман) означает "внутренней согласие или подтверждение".
Если же говорить о вере с точки зрения шариата, то имеется в виду глубокая уверенность существовании Аллаха(swt) как Творца и в том, что Он Един и нет у Него сотоварища.
И это - вера в таких созданий Аллаха, каковыми являются ангелы. Они - почтенные рабы Аллаха(swt), которые не допускают ослушания Аллаха в том, что Он(swt) им приказывает, и выполняют то, что Он(swt) им велит. Аллах (swt)создал их из света, они не вкушают пищи, не различаются по родам, не размножаются и не знает о количестве их никто, кроме Аллаха(swT).
И это - вера в ниспосланные от Аллаха Всевышнего Писания и в то, что прежде чем люди подменили и исказили их, они представляли собой религиозный закон (шар') Аллаха.
И это - вера во всех посланников, которых Аллах(swt) избрал для руководства Своими созданиями и которым Он ниспослал Писания свыше, и убеждённость в том, что они были людьми, хранимыми Аллахом.
И это - вера в Последний день, когда Аллах(swt) выведет людей из их могил, и произведёт с ними расчёт за их дела и воздаст благом за благое и злом за зло.
И это - вера в то, что всё происходящее во Вселенной происходит в силу предопределения Аллаха Всевышнего, по Его воле и в соответствии с определённым замыслом, известным лишь Аллаху Всевышнему.
Всё вышеупомянутое относится к числу столпов веры, и тот, кто будет убеждён в этом, спасётся и преуспеет, тот же, кто станет отрицать это, собьётся с пути истинного и потерпит неудачу, ведь Аллах Всевышний сказал:
"0 те, кто уверовал! Веруйте в Аллаха, и в Его посланника, и в Писание, которое ниспослал Он Своему посланнику, и в Писание, которое ниспослал Он прежде, а тот, кто не верует в Аллаха, в Его ангелов, в Его Писания, в Его посланников и в Последний День, впал в глубокое заблуждение.
( женщины, 136)

• 4. Ислам и вера

Таким образом, из всего вышеупомянутого ясно, что "ислам" и "вера" представляют собой две различные истины как с точки зрения лексического значения этих слов, так и с точки зрения шариата, и в основе своей то же самое относится к любым разным названиям. Однако в шариате подход к этому может быть более широким, и иногда ислам метафорически именуется верой, а вера - исламом, ведь вера без ислама также как и ислам без веры лишены всякого смысла. Они неотделимы друг от друга, а это значит, что обязательно нужно иметь веру в сердце и совершать определённые действия различными частям тела.

• 5. Что такое чистосердечие (ихсан)?

Чистосердечие есть искренность и совершенство, иначе гoворя, речь идёт об искреннем и совершенном поклонении одному лишь Аллаху, осуществляемом так, будто ты видишь Егo в процессе этого поклонения, если же ты неспособен на это, тo следует поклоняться Аллаху, помня о том, что Он(swt) наблюдае за тобой и видит абсолютно всё, что ты делаешь.

• 6. Час этот и его признаки

Знанием о времени наступления Дня воскресения обладает один лишь Аллах(swt), и не знает об этом никто из Его творений, будь то ангелы или посланники. Вот почему пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал Джибрилу:
- "Тот, кого спрашивают о нём, знает не больше задающего вопрос".
Однако он упомянул о некоторых предзнаменованиях этогo Часа, которые послужат указанием на его приближение. Этими предзнаменованиями станут:
а - Нравственное разложение в определённый период времени, когда умножатся случаи проявления непочтительности и ослушания родителей со стороны детей, которые станут обращаться с ними подобно тому, как хозяева обращаются со своими невольниками!
б - Превращение всего в свою противоположность и отсутствия порядка во всём, когда самые низкие люди станут владыками и руководителями этой общины; осуществление дел будет поручаться тем, кто окажется неспособным справиться с ними; количествo денег у людей возрастёт и они погрязнут в роскоши и расточительстве, похваляясь друг перед другом высотой принадлежащие им строений, а пастухи и им подобные из числа живших в бедности, претерпевавших невзгоды и существовавших за счёт благодеяний других окажутся вознесёнными над людьми и станут управлять ими.

• 7. Вопрос о знании.

Мусульманин спрашивает только о том, что может оказаться для него полезным в мире этом или в мире вечном, и не задаёт вопросов о бесполезных вещах. Так следует поступать человеку, пришедшему в собрание стремящихся к знанию и почувствовавшему, что присутствующие нуждаются в знании о чём-либо, но никто об этом не спрашивает. В подобных обстоятельствах вопрос необходимо задать ему самому, даже если ответ на него будет ему известен, чтобы это пошло на пользу другим собравшимся. Если же кого-нибудь спросят о том, чего он не знает, человек должен сказать: "Я не знаю", - что послужит свидетельством его благочестия, богобоязненности и правильности знания.

• 8. Методы воспитания

То, как именно задаются вопросы и даются ответы, относилось и относится к числу успешных методов воспитания, о чём сообщается во многих хадисах пророка, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), в которых говорится о том, как он обучал своих сподвижников. Объясняется это тем, что таким способом можно привлечь внимание слушателей и подготовить их разум к восприятию правильного ответа.


Этот хадис также очень важен,т.к. даёт четкое направление мусульманину !!Сказав шагаду и выполняя молитву и другие "столпы" ислама,человек становится настоящим мусульманином,таковое число огромно.

Но мусульманин,искренне верующий во что ему приказано и живущий согласно этому(например,если что случится плохое или неугодное ему он не расстраивается,а говорит"АльхамдулиЛлах" и т.д.)поднимается на более высшую ступень и становится мумином.
Таковых гораздо меньше.Причем каждый мумин-есть также мусульманин,но не каждый мусульманин есть мумин!!

Далее,когда человек живёт свою жизнь постоянно думая,что Аллах(свт) видет его и согласно этому действует(т.е. удоляется от всего,что хотя бы может приблизить его к неудовольствию Аллаха(свт),то он поднимается на самую высокую ступень,которую он может достичь-и становится мухсинином!! Не каждый мумин -есть мухсинин,но каждый мухсинин -есть мумин.Таковых,к сожалению,очень мало..

Аят дня

«О люди! Воистину, создали Мы вас мужчинами и женщинами и сделали народами и племенами, чтобы вы познавали друг друга. Ведь самый благочестивый из вас перед Аллахом тот, кто наиболее богобоязненный » (Коран, 49:13).

Blog Archive