Здравоохранение в Исламе

Ни одна религия не увязывает чистоту и личную гигиену человека именно с его верой в Бога. Поистине, это провозглашает только Ислам. Пророк Мухаммад (мир ему) говорил: "чистота - это половина веры", "чистота зовет к вере, а вера со своим обладателем в Раю!", "очищайтесь, поистине, Ислам - это чистота", "очищайтесь, чтобы быть словно родинка между другими народами". В Коране, священной книге мусульман, объявляется, что чистые, аккуратные люди являются любимцами Создателя: "Любит Аллах таких, кто обращается (с покаянием) к Нему, и тех, кто в чистоте себя содержит", (2;222). А вот как описываются в Коране сподвижники Пророка, посещающие мечеть Кубба: "В ней (мечети) - тот, кто любит в чистоте себя держать. Аллах же любит тех, кто в чистоте себя содержит", (9;108).

Личная гигиена

Личной гигиене человека уделяется в Исламе огромнейшее внимание. Символично, что каждая книга по мусульманскому праву, как правило, начинается с раздела "Тахара" (Очищение. Ведь именно "очищение" является ключом к молитве - поклонению, каждодневно совершаемому мусульманами. А молитва - это "ключ к Раю".

Посланник Аллаха (мир ему) активно призывал людей к поддержанию чистоты тела с помощью купания. Он (мир ему) говорил: "Купание в пятницу - долг каждого совершен-нолетнего", "обязанность всякого мусульманина в каждые семь дней мыть свою голову и тело". Именно поэтому, согласно некоторым правовым школам Ислама, купание в каждую пятницу является обязанностью мусульманина.

Пророк Мухаммад (мир ему) постоянно побуждал людей уделять внимание чистоте зубов и полости рта. "Сивак (зубочистка) - очищает рот и радует Господа", - говорил он (мир ему). Внимание, которое Пророк уделял чистоте рта, доходило до такой степени, что он (мир ему) говорил: "Если бы я не боялся создать трудности для членов моей общины, то я непременно вменил бы им в обязанность использование зубочистки перед каждой молитвой!". Когда же Аишу, жену Пророка, спросили о том, с чего начинал Посланник (мир ему), когда приходил домой, она ответила: "С зубочистки".

Ислам также велит человеку ухаживать за своими волосами. "Кто имеет волосы, так пусть же облагораживает их", - говорил Пророк. Неряшливый вид человека всегда вызывал его (мир ему) недовольство. Он даже уподоблял человека с нерасчесанной, растрепанной головой сатане.

Ислам учит человека также интимной гигиене - очищению подмышечных впадин и лобка от волосяного покрова, которое, согласно Сунне Пророка, должно совершаться не менее одного раза в сорок дней.

Одежда мусульманина всегда должна быть чистой и красивой, источать приятный аромат и благоухание. Увидев однажды человека в грязной одежде, Пророк сказал: "Неужели он не мог найти ничего, чтобы постирать свою одежду?!" Описывая Пророка, его соратник Анас ибн Малик рассказывал: "Мне никогда не приходилось вдыхать аромата амбры, мускуса или чего-нибудь иного, более приятного, чем запах, исходивший от Посланника Аллаха".

Конфликт здоровья и поклонения

Часто в целях поклонения, любви к аскетизму или просто в силу своего скряжничества человек добровольно отказывается от даров природы, строго воздерживается в питании, лишая свой организм необходимых веществ и витаминов, и, тем самым, причиняя непоправимый вред своему здоровью. Нередко, религиозные аскеты, как брахманы, манихеи или христианские монахи, буквально морили себя голодом в целях "умерщвления плоти".

В Коране по этому поводу говорится: "Скажи: "Кто наложил запрет на те прекрасные дары Аллаха, что он низвел для своих рабов, и ту благую снедь, которою Он вас питает?", (7;32). "О вы, кто верует! Не запрещайте (есть) приятные яства, что вам дозволил Бог…", (5;87).

Мусульманин должен пользоваться и наслаждаться дарами природы, дарованные ему Аллахом. Но в то же время Ислам в целях сохранения здоровья и рационального расходования природных ресурсов призывает соблюдать умеренность в еде и питье. "Ешьте и пейте власть, но в меру, - Аллах не любит тех, кто неумерен", (7;31).

Ислам запрещает обременение тела тяжелой работой, бессонницей, голодом, и даже если это опять-таки напрямую увязывается с поклонением Богу. Так называемое "умерщвление плоти", "самобичевание" строго запрещены. Пророк (мир ему) немедленно пресекал возникающие в поведении своих соратников тенденции к крайнему аскетизму, напоминая им о том, что "тело, семья и общество также имеют на них право". Узнав о тяжелых формах поклонения, которые практиковали некоторые его сподвижники, как, обет безбрачия, пост без разговения и длительные молитвы, выстаиваемые всю ночь, Пророк (мир ему) собрал своих соратников и сказал: "Что касается меня, то я наиболее богобоязненный из вас. Однако я молюсь и сплю, пощусь и разговляюсь и женюсь. Кто же откажется следовать моему образу жизни, тот не относится ко мне".

Именно в целях сохранения здоровья человека Исламом преду-смотрены облегчительные меры при соблюдении обязательных форм поклонения (пятикратной молитвы, поста, паломничества), если они являются причиной возникновения или прогрессирования болезни, задержки выздоровления. Так, в случае необходимости, молитву позволяется совершать сидя или лежа. Больной должен воздержаться от поста и возместить, если это возможно, в другое время года пропущенные дни. Но даже совершенно здоровый человек должен немедленно прекратить поститься, если это губительно сказывается на его здоровье. "...Самих себя не убивайте, поистине, Господь к вам милосерд..", (3;29). Неспроста в мусульманском праве сущест-вует норма: "сохранность здоровья предпочтительнее сохранности религиозных обрядов".

Таким образом, Ислам решает конфликт между поклонением и здоровьем человека, существовавший в других религиозных системах.

Ориентиры Ислама в области медицины

Ислам уделяет большое внимание как лечебной, так и профилактической медицине. Существует большое множество хадисов, в которых Пророк (мир ему) рекомендует применять те или иные лекарственные средства от определенных болезней. Есть даже целые сборники подобных хадисов, как правило, именуемые "ат-Тыбб ан-Набавий" ("Пророческое врачевание"). Однако шариат не рассматривает медицинские рекомендации Пророка (мир ему), как часть божественного откровения или свод общеприменимых религиозных установок.

С точки зрения исламского права, "пророческое врачевание" основывается на врачебном опыте арабов, отвечающем уровню знаний и условиям жизни того времени, а также в большой мере соответствует климатическим особенностям Аравии, а, следова-тельно, не может применяться в качестве общеприменимой, универсальной медицины. Ислам предлагает не детальную регламентацию медицинских аспектов, а фундаментальные принципы и ориентиры, впоследствии давшие мощнейший толчок развитию научной медицины в мусульманском халифате. Ниже приведем некоторые из них:

- провозглашается ценность и значимость человеческого тела: "и у твоего тела есть на тебя право", - говорит Пророк Мухаммад (мир ему). Человек, согласно Исламу, обязан соблюдать чистоту и охранять здоровье своего тела, давать ему отдых, заниматься лечением. Тело не должно страдать из-за выполнения человеком своих обязанностей, и даже, если это обязанности пред Богом;

- решается проблема веры в "предопределенность всего сущего", которая делала само лечение бессмысленной борьбой с судьбой, неотвратимым роком. Когда Пророка (мир ему) спросили о том, могут ли лекарственные препараты изменить предопределенную Аллахом болезнь, он ответил: "Они (лекарства) - тоже предопределение Аллаха". А на вопрос бедуина: надо ли применять лечение, он ответил: "Да. Поистине, Аллах не создал болезнь, кроме как создал от нее исцеление". Таким образом, исламская концепция "предо-пределенности" полностью соответствует закону о взаимосвязи причин и следствий. Так же как вода утоляет жажду, лекарство излечивает болезнь;

- признается закон природы о заражении организма микробами, распространении инфекций; соответственно, Ислам повелевает принятие всех мер предосторожности, а также применение профилактики и санитарного карантина. Пророк Мухаммад (мир ему) запрещал смешивать больных и здоровых верблюдов во время водопоя. Узнав, что в числе делегации племени Сакиф, приехавшей в Медину присягнуть Пророку, находится прокаженный, он (мир ему) отправил ему послание: "Возвращайся. Мы приняли твою присягу". Также он говорил: "когда говоришь с прокаженным, то сохраняй дистанцию между ним и тобой в одно или два копья", "не смотрите долго на прокаженных". По поводу чумы, которая входит в разряд эпидемий, Мухаммад (мир ему) говорил: "Если вы услышали, что она на какой-либо территории, то не входите туда, а если она вспыхнула на территории, где вы уже находитесь, то не покидайте ее", тем самым, утверждая необходимость санитарного карантина;

- запрещается медицина, основанная на заклинаниях, амулетах, астрологии, магии, шаманстве, "помощи" злых или добрых духов. Все это, с точки зрения Ислама, является проявлением язычества и фетишизма. Ислам устанавливает медицину, основанную на методах опыта и эксперимента, на законе о причинах и следствиях. Что касается молитв, читаемых Пророком над больным, то они рассматриваются шариатом не как средство лечения или "целебное" заклинание, а в качестве мольбы, взывания к Богу. Ведь Пророк всегда учил мусульман уповать только на Бога, но не забывать "привязывать верблюда". Он же (мир ему) говорил: "Исцеление в трех: в глотке меда, пускании крови, прижигании огнем". Как видно, молитва в качестве средства лечения здесь не упомянута.

Врата надежды

Об одном наиважнейшем принципе Ислама, касающегося медицины, хотелось бы поговорить отдельно. С точки зрения Ислама, в природе не существует неизлечимых болезней. А это значит, что четырнадцать веков назад, с момента возникновения Ислама, врата надежды для больного были широко раскрыты, и уже никогда не захлопнутся. Вот некоторые хадисы, ломающие стойкие стереотипы о неизлечимости определенных болезней: "от каждой болезни есть лекарство. Когда против болезни применяется лекарство, наступает выздоровление, с соизволения Всевышнего Аллаха", "поистине, Аллах ни создал болезнь, кроме как ниспослал от нее лекарственное исцеление, которое кто-то обнаружил, а кто-то остается о нем в неведении".

Вот, что пишет по этому поводу мусульманский ученый Ибн Кайим: "Слова Пророка (мир ему): "от каждой болезни есть лекарство" представляют собой психологическую поддержку как пациента, так и врача. Они также являются призывом к поиску "желанного лекарства" и медицинским исследованиям. Когда больной ощущает, что от его болезни существует лекарство, в его сердце усиливается дух надежды, потухает огонь отчаяния, распахиваются врата чаяния и надежды. Подобная психологическая сила больного возрождает "жар" его инстинктов, которые в свою очередь вызывают мощь жизненного, психологического и природного духа… Все это служит причиной победы над болезнью. В такой же степени глубокое убеждение врача о существовании лекарственного средства побуждает его проводить медицинские поиски и исследования".

Именно в свете вышеприведенных ориентиров Ислама необходимо рассматривать факт того особого расцвета, которого достигает в мусульманском халифате фармакология (наука о лекарственных веществах и их воздействии на организм человека). Еще в 975 году персидский ученый Абу Мансур аль-Харави опубликовал "Трактат об основах фармакологии", в котором изложил лечебные свойства различных природных и химических веществ. В одном только Багдаде, где функционировали фармацевтические лаборатории, в которых создавались новые медикаменты и изучались незнакомые лекарственные растения, насчитывалось около 60 аптек! Первая аптека в России появится спустя только восемь веков при царе Петре I.

Вера против стрессов

Сегодня стресс и психические расстройства - болезнь не только бедных стран (таких как Россия - 90%), но и таких, которых принято считать из разряда "благополучных", как, например США, в которых половина населения ежедневно вынуждена пользоваться транквилизаторами. Психологическое состояние человека прямо отражается на его физическом здоровье. А потому Ислам очищает сердце человека от зависти, злобы, ненависти, наполняет его внутреннюю суть умиротворением, надеждой, спокойствием и любовью. Ведь именно вера в Бога укрепляет дух человека, делает его устойчивым к ударам судьбы и жизненным несчастьям. В этом смысле Ислам воспитывает сильную и активную личность, смело борющуюся с невзгодами жизни и бросающую вызов судьбе, одновременно, будучи глубоко убежденной, что "все по воле Аллаха".

Фундаментальные принципы и ориентиры Ислама в области медицины, стали главной причиной того, что мусульманская цивилизация подарила миру гениальных врачей, хирургов, медиков. Мусульманские хирурги использовали анестезирующие средства, когда в Европе об этом и не помышляли. Нелепые лекарские потуги и варварские методы лечения, применяемые европейскими врачами в крестовых походах, вызывали смех и удивление мусульманских врачей. Вспомним арабского ученого Ибн ан-Нафиса, который в XIII веке первым дал описание системы кровообращения. А мусульманский философ и врач Ибн Сина (Авиценна) (980-1037) стал непререкаемым авторитетом в медицине. Наиболее замечательный труд Авиценны "Канон врачебной науки" лег в основу программы медицинских факультетов Европы. Его книги на протяжении 600 лет являлись основными учебными пособиями для студентов всех европейских университетов.


Ясин Расулов

Аят дня

«О люди! Воистину, создали Мы вас мужчинами и женщинами и сделали народами и племенами, чтобы вы познавали друг друга. Ведь самый благочестивый из вас перед Аллахом тот, кто наиболее богобоязненный » (Коран, 49:13).

Blog Archive